Интересное место Евпатории, которое надо обязательно посетить — это архитектурный комплекс Текие дервишей. В прошлом это монастырь странствующих мусульманских монахов — дервишей (в переводе с персидского ”нищий”, ”бедный”), состоящие в суфийских братствах. Суфизм – это вообще одно из самых парадоксальных и загадочных учений Востока.
Памятник состоит из ряда разновременных сооружений:
1.Выходящее фасадом на ул. Караева двухэтажное здание,.
2. Мечеть Шукурла–эфенди (лит. — Соборная) с последним сохранившимся минаретом в Евпатории.
Это прямоугольное, одноэтажное по плану здание (17,25 х 9,60 м) с двухъярусным расположением окон. В здании выявлены более ранние оконные проемы на уровне верхнего и нижнего яруса помимо сегодня сохранившихся, в восточной стене. В южной стене сооружен михраб. Вход в минарет расположен в восточной стене мечети. Минарет сделан из тесаных блоков известняка. Основание минарета – четырехгранное 2,36 х 2,36 м., высотой 2,32 м. увенчано карнизом. Три узких окна в виде бойниц с расходящимися внутрь боковыми стенками сделаны на южной грани ствола минарета. Ствол плавно переходит в балкон – шерфе, примерно, на высоте 10,16 м. Внутри минарета находится винтовая лестница высотой в 54 ступени.
Эта постройка расположена в 2,35 – 2,5 м. на восток от мечети Хан-Джами. В плане сооружение — квадрат со сторонами 11,8х11,85, который переходит в восьмигранник путем двойного среза углов, на котором и лежит купол. Купол уложен желобчатой черепицей поверх шатрового перекрытия. Высота до верха перекрытия от современного пола – 10,5 м. В каждой стене основного квадрата минарета пробито по два окна со стрельчатыми арками размерами 0,8х1,30 м. По периметру зала сделаны 19 дверных проемов в кельи (северная, восточная и южная стена — по пять, а в западной – 4). Из отчетов археологических работ 1991-1992 гг. мы знаем, что данное здание было построено не раннее 60-х гг. XVIII в.
Путешественники XVI в. Эвлия Челеби оставили первое письменное упоминание о дервишеских обитателях в Гезлеве (так до 1783 года называлась Евпатория). Вероятно, Текие дервишей действовало и в первой четверти XIX в., о чем свидетельствует посещавший Крымский полуостров Минас Бжишкян.