На юго-западной части крымского предгорья когда-то располагалось территория средневекового княжества Феодоро. На достаточно малой по сегодняшним меркам площади – на юге от Демерджи до Севастополя и Баклы на севере — до сих пор встречаются свидетельства былого могущества княжества в виде остатков крепостей, поселений и, конечно, пещерных монастырей. Рядом с селом Терновка, совсем близко к Севастополю, в обрывах скалы, возвышающийся над Шульской долиной, расположился пещерный монастырь Шулдан ( в переводе с татарского — Отдающий эхо). Основанный монахами-иконопочитателями, бежавшими на Крымский полуостров из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев в VIII — IХ вв. В период расцвета княжества Феодоро, в ХIV — начале ХV вв., монастырь начал расширяться и в нем создан новый баптистерий. Существуют догадки, что здесь была одна из резиденций Готского митрополита.
В наше время Шулдан восстанавливается живущими здесь иноками, открыт для посещения главный храм, оборудованы жилые кельи и хозяйственные постройки. Монастырь пользуется славой не только у паломников (им для ночлега предоставляются кельи), но и туристами. В 2010 году здесь была построена башня-часовня. Вместе с монахами-отшельниками, ее строили бывшие алкоголики и наркозависимые.
Часовню монастыря видно издалека — с дороги, идущей из Бахчисарая в Терновку. В монастырь можно попасть либо из Шульской долины, либо от Эски-Кермен через Пятую балку. Дорога с долины на плато, где расположен монастырь открывает вид на белую меловую скалу.
Монастырь возник в XIII-XIV вв. предположительно, он был маленьких размеров, а часть комплекса находилась в гроте к западу от современного (обвалом был уничтожен). На территории современной главной церкви располагалась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней, от которой до наших дней дошла лишь купель со ступенями, вырубленными в полу. В период Феодоро, скорее всего не раньше конца XIV-XV вв., монастырь перестраивался, в результате чего появился новый баптистерий. Учитывая пропорции храма, монастырь, был не последним в церковной иерархии того времени.